"Постоянные революционные изменения пенсионной системы подрывают доверие к ней"
22 января 2014
В прошлом году Госдума приняла ряд законопроектов по пенсионной реформе. Председатель краснодарского краевого профобъединения О.М. Чумакова направила в адрес депутата Госдумы, руководителя регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Андрея Руденко письмо, в котором высказала позицию профобъединения по пенсионной реформе. Позиции профсоюза и фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" во многом схожи.
Госдума приняла пакет законопроектов по развитию пенсионной системы: № 364062-6 "О страховых пенсиях", № 364069-6 "О накопительных пенсиях", № 364074-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии".
Краевое профобъединение, его членские организации считают, что принятые проекты законов ставят под сомнение возможность замещение пенсией утраченного заработка работника на достойном уровне.
Сам факт постоянных революционных изменений пенсионной системы подрывает доверие к ней и граждан, и работодателей.
Замена действующих обязательств, выраженных в деньгах, обязательствами, выраженными в условных единицах, оторванных от реального денежного накопления, не добавляет доверия к системе.
На наш взгляд действующая пенсионная система имеет вполне здоровый характер. Её недостатки возможно изменить эволюционным путем, внося соответствующие правки.
Описывая преимущества реформы, разработки делали акцент на том, что пенсионный возраст повышен не будет, расчет пенсий будет понятен и прозрачен для всех (в том числе для граждан) и пенсии вырастут по сравнению с теми, которые назначаются по действующему законодательству.
Однако, эти обязательства не выполняются: возраст повышается завуалировано, размер своей будущей пенсии гражданин (как, впрочем, и эксперт) не в состоянии оценить, повышаются и взносы за счет роста облагаемого порога фонда оплаты труда.
Законопроект "О страховых пенсиях" устанавливает дополнительный к возрасту и страховому стажу порог входа в пенсионную систему. Для получения страховой пенсии работник должен накопить 30 баллов, иначе несмотря на то, что за него платили взносы, он вынужден будет работать ещё 5 лет для получения социальной пенсии. В зоне риска оказываются миллионы россиян с невысокой заработной платой, самозанятые граждане. Ситуация становится ещё более проблематичной, если учесть, что в ближайшие несколько лет Минэкономразвития прогнозирует рост безработицы в стране.
В Краснодарском крае за январь-октябрь 2013 года средняя зарплата составляет 23 411 рублей, в некоторых отраслях (сельское, лесное хозяйство, текстильное, кожевенное производство, производство РТИ) 10-13 тыс. рублей. А в отдельных сельских муниципальных образованиях 17-18 тыс. рублей.
То есть в субъектах РФ (кроме Москвы) остро не хватает рабочих мест с высокой заработной платой. И это не вина работников. А согласно предлагаемым законопроектом нормам работники будут наказаны вдвойне: низкой зарплатой и отсутствием страховых пенсий.
Предлагаем исключить из статьи 7 законопроекта № 364062-6 пункт 3, оставив два условия для назначения страховой пенсии – возраст и страховой стаж.
Профсоюзы постоянно отмечают, что обязательное пенсионное страхование является наиболее эффективной формой социальной защиты наемных работников. Минимальный размер пенсионного обеспечения определен Конвенцией № 102 МОТ в размере 40% замещения утраченного заработка при 30-летнем трудовом стаже. Законопроектом "О страховых пенсиях" норма замещения пенсий утраченного заработка (коэффициент замещения) не устанавливается. Отсутствие в законопроекте этого параметра или параметров, определяющих минимальные требования в размеру пенсии, ставит под сомнение декларируемую в законопроекте задачу страхования заработка работника в связи со старостью. Считаем, что принятие страхового закона без одного из основных показателей социального страхования не допустимо.
Расчет стоимости пенсионного коэффициента (СПК) в законопроекте "О страховых пенсиях" впрямую зависит от демографического фактора, который выражается соотношением количества работников и пенсионеров. Из демографического прогноза известно, что это соотношение в каждом последующем году будет меньше предыдущего. Соответственно и стоимость пенсионного коэффициента (СПК) будет уменьшаться с каждым последующим годом. Ежегодное уменьшение стоимости пенсионного коэффициента делает полностью бессмысленным для работника перенос момента выхода на пенсию на более поздний срок.
Кроме того, СПК – балл, полностью оторванный от всех предсказуемых показателей. Его стоимость определяется политической волей при подготовке бюджета на трехлетку. То есть – это условная единица, размер которой, а вместе с ним и пенсии, устанавливается в ручном режиме.
Это создает недопустимо большую степень свободы для манипулирования конечным результатом, что полностью дискредитирует страховые принципы, декларируемые в законопроекте.
Профсоюзы предлагают зафиксировать в законе показатель стоимости пенсионного коэффициента на начало даты применения формулы и индексировать этот показатель в дальнейшем по росту заработной платы.
Предлагаемый в законопроекте расчет индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) застрахованных по предельной величине базы облагаемой страховыми взносами к фактическому заработку работника создает трудности в понимании работником оценки своих пенсионных прав. В перспективе возникают предпосылки к фиксации этой величины на постоянном уровне, т.к. увеличение величины предельного облагаемого ФОТ без увеличения индивидуальных зарплат будет приводить к уменьшению пенсионных прав работника по независящим от него причинам. Такая конструкция пенсионной формулы будет сдерживать рост заработной платы и нарушать Конституционные права работника.
В международной практике для расчета индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) применяют соотношение заработка работника со средним заработком по стране. Такой подход ориентирован на типичного работника и является более справедливым в социальном отношении.
Считаем, так же, что должен быть решен вопрос о перерасчете пенсий работающим пенсионерам по итогам года, т.к. законопроектом предусмотрено перечисление за них страховых взносов.
По единодушному мнению членских профсоюзных организаций предложенная сегодня в новом пенсионном законодательстве пенсионная формула не решает имеющиеся проблемы, а только их усугубляет. Поэтому сегодня требуется более детальные исследования, как демографической структуры занятого населения в экономике, видов и форм занятости, так и макроэкономического прогнозирования в долгосрочной перспективе. Нахождение разумного баланса системы оплаты труда с возможностями нормального воспроизводства рабочей силы, а также нахождение иных форм социальной защиты населения, позволит стабилизировать положение в сфере социального страхования.
Председатель краевого
профобъединения О.М. Чумакова