РАЗЛОЖИМ БЮДЖЕТ ПО ПОЛОЧКАМ
07 сентября 2015
Каждый кубанец, включая младенцев и стариков, должен по 27 тысяч рублей. Это кредиты, взятые краевой администрацией.
Ключевым показателем работы любой структуры – от обычной семьи до целых государств и международных корпораций –
является сбалансированный бюджет. От грамотно расставленных приоритетов расходов, учтенных реальных потребностей и будущего дохода зависит, сможем ли мы полноценно жить или придется перехватывать "до получки". Правда, заемные суммы у обычного человека и пятимиллионной Кубани разные. Если семье хватит пары тысяч на несколько дней, то государственный внутренний долг Краснодарского края – 142,7 миллиарда рублей. Если разделить на всех жителей региона, получится по 27 тысяч с человека. Вы готовы платить за расточительство и непрофессионализм краевых чиновников, набравших кредитов в банках?
Чтобы разобраться, из чего состоит кубанский бюджет и откуда взялся огромный долг, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ пригласила ведущих экономистов, бюджетных аналитиков и экспертов по финансам, в том числе из Государственной Думы, чтобы провести его анализ. Результаты исследования легли в предвыборную программу кандидата в губернаторы Краснодарского края, депутата Государственной Думы Андрея РУДЕНКО.
Как
зарабатываем?
Итак, в 2015 году доходы краевого бюджета составили 190 миллиардов рублей. Расходы – 200,9 миллиардов. Вычитая первую сумму из второй, получим дефицит в 10,9 миллиардов. Это примерно столько же, если бы при зарплате в 30 тысяч рублей вы потратили 32 тысячи.
Размер дефицита бюджета по итогам прошлого года – 20,6 миллиарда (при первоначально утвержденном объеме 10,4 миллиарда) лидирует среди шести регионов ЮФО, на долю Кубани пришлась почти половина общего объема дефицита в округе.
Существенным резервом доходов консолидированного бюджета Краснодарского края является недоимка по налогам. Только за прошлый год она выросла на 28,7%, составив 11,2 миллиарда рублей – даже больше, чем реальный дефицит. Краевая администрация не смогла создать эффективную систему по контролю за сбором налогов и выявлению финансово-хозяйственных нарушений. В программе кандидата в губернаторы Андрея РУДЕНКО отдельно проработан пункт по пошаговой плановой работе с предприятиями-налогоплательщиками и взысканию с должников недоимки, что позволит сократить бюджетный дефицит.
В бюджете на 2015 года нет ассигнований инвестиционного фонда Краснодарского края, что может привести к усугублению "постолимпийского синдрома", полное отсутствие привлеченных инвестиций пагубно повлияет как на поступающие налоги (а это основная часть доходов краевого бюджета), так и занятость населения, теряющего рабочие места. Во время строительства сочинской Олимпиады от инвесторов действительно отбоя не было, но сегодня мы живем в иных экономических реалиях, во время кризиса инвесторы с большой осторожностью вкладываются в новые проекты. Власти Кубани должны искать способы их привлечения, используя явные преимущества региона – развитую инфраструктуру и логистику, морские порты, щедрую землю. Одним строительством дорог здесь не отделаться.
В программе кандидата в губернаторы Краснодарского края Андрея РУДЕНКО особое внимание уделено созданию благоприятных инвестиционных условий для ведения бизнеса. В частности, предлагается установить "налоговые каникулы", то есть снизить налоговую нагрузку на несколько лет для впервые создаваемых предприятий. При гарантийной поддержке Краснодарского края бизнес должен получать "длинные" кредиты на модернизацию оборудования, приоритет в государственных заказах должен отдаваться кубанским предприятиям – сперва поддерживаем своих, потом тратим деньги в других регионах.
Приоритет – промышленности в районах
В бюджете-2015, если сравнивать его с главным финансовым документом края двухлетней давности, в два раза выросли поступления (в расчете на каждого жителя) из местных бюджетов в краевой – деньги уходят в край, а не остаются на решение районных проблем. Дотационность большей части муниципальных бюджетов вместе с отсутствием в краевой казне средств на выравнивание бюджетной обеспеченности и гигантским внутренним долгом Краснодарского края заставили нынешние власти заменять часть дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ с регионального уровня в пользу местных бюджетов. Но эта мера, а также предоставление муниципалитетам кредитов на 7 миллиардов рублей, не решает основной проблемы –
долги местных бюджетов постоянно растут, увеличивая вероятность невозврата кредитов.
Вкладываясь в промышленность сегодня – завтра получим новые рабочие места и налоги в бюджет. Нынешние власти Краснодарского края этого не понимают.
Ключевая отрасль экономики региона – агропромышленный комплекс. У нас должны развиваться не крупные агрохолдинги, а фермерские предприятия, как и в большинстве европейских стран. Небольшой и средний бизнес на селе оперативнее реагирует на запросы рынка, быстрее модернизируется и требует меньших затрат. Вместо реальной помощи фермеру краевая администрация сократила поддержку сельского хозяйства на миллиард рублей. При этом износ сельскохозяйственной техники по региону – больше 80%. Средств на обновление тракторов и комбайнов катастрофически мало. Если бюджетную политику оперативно не поменять, кубанцы, как и их казачьи предки-первопоселенцы, будут обрабатывать поля мотыгами и бороной.
С такими низкими расходами на экономическое развитие и инновации добиться существенного роста налоговой базы невозможно. Нынешние власти Краснодарского края, как и команда предыдущего губернатора, видимо, живут по принципу "после нас хоть потоп" – нет планового развития отраслей экономики и отдельных муниципалитетов. Складывается впечатление, что в региональном бюджете просто затыкают дыры вместо продуманного расходования на перспективу и заботы о будущем.
Для решения этой проблемы в программе кандидата в губернаторы Краснодарского края Андрея РУДЕНКО заложена разработка детальных "дорожных карт" по каждому району –
не на словах и в отчетах, а на деле должны создаваться площадки для строительства новых предприятий (с подведенными коммуникациями и дорогами), что вместе с "налоговыми каникулами" станет стимулом для привлекаемых инвесторов. Власти, наконец, разберутся, какие реальные проблемы сегодня есть у муниципалитетов и смогут составить план их первоочередного решения.
Спасти Кубань от дефолта
Внутренний долг Краснодарского края – 142,7 миллиарда рублей – практически не меняется с 2010 года. На протяжении шести лет внутренний долг колеблется в пределах 142–145 миллиардов, при том что регионом ежегодно заключались соглашения с Минфином РФ о реструктуризации долговых обязательств. Повторимся, с 2010 года каждый кубанец, включая новорожденных и стариков, уже должен 26700 рублей – это средства, которые задолжала краевая администрация. Дополнительно к этому растут долги муниципальных образований в связи с привлечением ими кредитов в коммерческих банках. Долг перед коммерческими банками составляет 64 миллиарда – почти половину и в государственном долге региона.
Темпы роста государственного долга Краснодарского края значительно опережают темпы роста валового регионального продукта и налоговых поступлений. По итогам 2014 года отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам кубанского бюджета составляет порядка 90%, то есть уровень долговой нагрузки близок к критическому. Краснодарский край, если срочно не принять грамотную экономическую программу, на пороге дефолта.
Несколько лет команда прошлого губернатора рапортовала об "успехах" и "привлеченных инвестициях", но даже вложенные в сочинскую Олимпиаду миллиарды не спасли положение нашего региона. Кубань осталась у разбитого корыта – это факт, но его не хотят открыто признавать в новой администрации, пряча голову в песок. Дождемся "черного вторника" в одном отдельно взятом крае, когда разорившиеся кубанцы выйдут на улицы?
У кандидата в губернаторы Краснодарского края Андрея РУДЕНКО есть реальная программа, позволяющая это предотвратить. Она включает пошаговые изменения, которые позволят планово снижать долговую нагрузку регионального бюджета. За год и даже тройку лет с кредитами, набранными краевыми чиновниками, не расплатиться. Но мы должны начать постепенно рассчитываться с ними даже в условиях кризиса.
Социалка "ушла в минус"
Индексация социальных пособий в бюджете Краснодарского края-2015 – всего 5,5%, хотя даже сейчас инфляция планируется на уровне 8,5% и к концу года может значительно вырасти. Обычно социальные пособия индексируются на уровне инфляции, но, заявляют чиновники, в дефицитном кубанском бюджете на это нет средств. Получающие пособия социально незащищенные слои населения вынуждены снижать уровень жизни, так как рост цен на продукты существенно превышает инфляцию, а значит, их доход при столь незначительной индексации окажется реально меньшим, чем год назад.
Кандидат в губернаторы Краснодарского края Андрей РУДЕНКО убежден – социальные пособия должны индексироваться в соответствии с реальным рыночным ростом цен и тарифов. При грамотно составленном бюджете средства на это есть, просто нынешним краевым чиновникам не хватает то ли порядочности, то ли профессионализма. Так, на "пропаганду привлекательного образа Краснодарского края" в бюджете заложены 87,5 миллиона рублей. Самопиар кубанских чиновников в 2014 году обошелся налогоплательщикам в 827 миллионов – больше, чем в любом другом регионе России. В этом году краевая администрация оказалась "скромнее", заложив на собственную рекламу 643 миллиона.
Себя чиновники не забывают – в бюджете заложены средства на индексацию зарплат госслужащих с 1 октября. В условиях кризиса у обычных кубанцев зарплата не растет (а многие работодатели ее даже снижают), зато раздутый штат госслужащих станет получать больше. Краевая администрация продекларировала запрет на увеличение штатной численности, но его беззастенчиво могут обойти, выводя служащих за штат. В программе кандидата в губернаторы Краснодарского края Андрея РУДЕНКО заложено сокращение численности чиновничьего аппарата как на краевом, так и на муниципальном уровне на 50%. Это абсолютно реально, убрать с госслужащих непрофильные обязанности и ввести систему стимулирования эффективности их работы.
В разделе краевого бюджета "Развитие образования" заложены недостаточные средства для роста зарплат преподавателей до уровня, установленного майскими указами Президента России. Вообще складывается впечатление, что команда прошлого губернатора не знала об этих ключевых для страны указах, призванных качественно изменить жизнь россиян! Иначе трудно объяснить, что делала администрация края в 2013-2015 годах. Сегодня, когда до рубежного
1 января 2016 года остается несколько месяцев, команда врио губернатора спешно затыкает огромные прорехи в реализации "майских указов". Но никто не гарантирует, что с началом нового года они будут планово реализовываться. Например, очередь в детские сады закрывают не строительством новых корпусов, а увеличением численности малышей в группах и предоставлением мест "на полдня". Также и по другим направлениям. Выходит, реализация "майских указов" в Краснодарском крае не улучшает, а ухудшает качество жизни кубанцев. Иначе как саботажем и дискредитацией политики Владимира ПУТИНА назвать это нельзя.
В программе кандидата в губернаторы Краснодарского края Андрея РУДЕНКО изысканы средства на доведение зарплаты в отраслях "Образование" и "Здравоохранение" до средней по региону. На июль 2015 год она составляет 27290 рублей. Это реальные цифры, а не фантастические 70-80 тысяч рублей, которые нынешняя команда губернатора обещает платить в... 2020 году.
Безопасность сократили на 40%
Общий объем раздела "Развитие ЖКХ" в бюджете Краснодарского края –
2,8 миллиарда рублей. Врио губернатора Вениамин Кондратьев заявил: износ коммунальных сетей на Кубани – порядка 70%. При этом на водоснабжение выделено 0,5 миллиарда, на капитальный ремонт 0,22 миллиарда, а на содержание чиновников и подведомственных учреждений в этой отрасли 0,3 миллиарда. Существенный минус бюджета – сокращенные в два раза по сравнению с 2014 годом расходы на ЖКХ.
Почти половина бюджета в разделе "Содействие занятости населению" (общее финансирование 1,5 миллиарда) уйдет на содержание власти и бюджетных учреждений. Поддержку безработных в регионе, особенно выпускников вузов и молодежи, кандидат в губернаторы Краснодарского края Андрей РУДЕНКО считает крайне неэффективной. Вместо "распила" бюджетных средств и оплаты раздутого штата сотрудников программа трудоустройства должна содержать конкретные пункты по профориентированию и бесплатному обучению желающих востребованным рабочим специальностям.
Наконец, следующий вызывающий вопросы раздел "Создание условий для обеспечения доступности финансовых услуг" – на него выделено 116,5 миллиона рублей. Из них 100 миллионов –
содержание госорганов. Интересно, какие органы создают условия для доступности финансовых услуг?
Принципиальная позиция кандидата в губернаторы Краснодарского края Андрея РУДЕНКО – сократить расходы на управленческий и чиновничий аппарат, направив средства на реальное решение проблем, а не красивые отчеты.
Расходы на безопасность и правоохранительную деятельность в краевом бюджете-2015 уменьшились на 40% – это просто недопустимо. Плюс к этому на 500 миллионов рублей снижены расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Экономя на безопасности, мы потратим миллионы на ликвидацию последствий возросшей преступности и стихийных бедствий. Кубанцам не нужны повторение наводнения в Крымске или в постолимпийском Сочи, пожары в Геленджике и рост преступлений, к которым и так подталкивает экономический кризис. Деньги на предупреждение последствий ЧС и безопасность должны не только выделяться, но строго контролироваться – каждый бюджетный рубль станет подотчетным.