"Последствия кризиса не должны решаться за счет простых людей"
28 декабря 2015
Андрей Руденко об итогах работы в Государственной Думе в 2015 году
Близится к концу 2015 год. Понятно, что от работы депутатов в это непростое время напрямуюзависит, как будут жить простые люди, предприятия, сельхозпроизводители, будет стагнировать или развиваться экономика, расти или снижаться социальная напряженность. Об итогах работы фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе за прошедший год наш корреспондент расспросил депутата парламента, заместителя председателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Андрея Руденко.
Андрей Викторович, завершается довольно сложный год. Как поработала фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в 2015-м?
В целом, продуктивно. Наша фракция весь этот год вносила законопроекты, направленные на "сбережение населения", на смягчение последствий кризиса для людей, на развитие здравоохранения, образование, реального сектора экономики. Много в этих направлениях удалось добиться. Мы заставили и Думу, и правительство сдержать тарифы и цены на жизненно важные продукты, отменить плату за капитальный ремонт для людей старше 80-ти лет, принять необходимые меры поддержки населения и реального сектора. Проблема в том, что зачастую думское большинство, лоббирующие интересы крупного капитала, не поддерживало наши инициативы. Мало того – игнорировало распоряжения президента, которые он озвучивал в своих обращениях.
Именно для того, чтобы проводить линию Владимира Путина, и заставить исполнительную и законодательную власть работать в интересах простых людей, а также малого, среднего бизнеса, производственников и сельхозпроизводителей, в наступающем году мы должны провести большинство в Думу.
Все-таки конкретизируйте, какие законопроекты вносились фракцией?
В течении 2015 года депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в том числе в соавторстве с другими парламентариями, было внесено в Государственную Думу свыше 300 законопроектов.
Напомню лишь о некоторых из наиболее важных. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ внесла целый ряд инициатив, направленных на регулирование цен и тарифов. К примеру, "О внесении изменений в статью 61 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части государственной регистрации предельных отпускных цен, устанавливаемых производителями лекарственных препаратов; "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания.
Нашей фракцией был инициирован законопроект "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации", предлагающий снизить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 22 % до 10 % от совокупного дохода семьи, а также о льготах на оплату услуг ЖКХ семьям учащихся-инвалидов.
Недавно Госдума во втором чтении приняла инициированные "СР" законопроекты, автором которых являлся и я, об освобождении граждан старше 80-ти лет от взносов на капремонт, о введении льгот на оплату этих взносов для некоторых категорий.
Однако этих мер недостаточно. Поэтому наша фракция выступила инициатором введения 5-летнего моратория на поборы за кап.ремонт, 5-летнего моратория на рост тарифов.
Социальная пропасть, разрыв между бедными и богатыми стремительно растет, как и в целом, напряженность в обществе, что опасно в условиях внешнего давления на страну. Что делалось СР для изменения ситуации?
Мы работаем над преодолением этой социальной пропасти постоянно. Фракция предложила целый ряд мер, который бы позволил снять тяготы кризиса с плеч простых людей и заставить поделиться доходами крупные компании, олигархов.
Кроме того, ряд инициатив СР направлен на ужесточение борьбы со взяточничеством и коррупцией. В частности, мы стали авторами законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", предлагающий ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции незаконное обогащение.
Мы боролись и продолжим бороться за социальные гарантии и рабочие места для граждан. Нашей фракцией и мною в частности в Государственную Думу был внесен законопроект "О квотировании рабочих мест". Он предполагал предоставлять квоты выпускникам учреждений профобразования до 24 лет и высшего образования до 24 лет, ищущих работу впервые, детям-сиротам, а также пенсионерам.
Нами было предложено еще в начале года продлить действие программы по материнскому капиталу, установить меры социальной поддержки детям Великой Отечественной войны, такие как внеочередное оказание медицинской помощи, оплата в размере 25 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 25 процентов коммунальных услуг. Мы внесли инициативу об установлении дополнительного материального обеспечения ветеранам, награжденным госнаградами и многие другие социальные законопроекты.
Мы всегда высказывались против повышения пенсионного возраста. Сейчас думское большинство протаскивает законопроект об увеличении пенсионного возраста отдельным категориям граждан. Мы голосовали против. Потому что нет гарантии, что во втором чтении не появятся дополнительные категории граждан, для которых возраст будет увеличен. На наш взгляд, этот закон может стать началом повышения пенсионного возраста для всех. Я выступал по этому вопросу в Думе, объяснял позицию фракции. В частности, сказал, что мы предлагаем другие меры решения проблемы недостатка средств на выплату пенсий – приравнять пенсию депутатов к средней пенсии по стране, более эффективно размещать средства пенсионного фонда – не строить дворцы, а вкладывать в акции нефте и газодобывающих компаний и др.
Фракция неоднократно выступала за индексацию в размере инфляции зарплат бюджетников и пенсий, за сохранение всех социальных обязательств перед гражданами, расходов на здравоохранение, образование, охрану материнства и детства, на защиту пенсионеров.
Меры социальной поддержки населения явно недостаточны. Получается, что именно простые люди учителя, врачи, ученые, пенсионеры и инвалиды должны вывозить на себе бремя кризиса и затягивать пояса. Наше население стало заложником неграмотной правительственной политики. Эта ситуация нашла отражение в бюджете, в котором кардинально, на сотни миллиардов, сокращены расходы на здравоохранение, образование, социальные статьи, ЖКХ. Заморожены зарплаты учителям, врачам, военнослужащим, индексация пенсий работающим пенсионерам не предполагается совсем, неработающим – лишь на 4%. Это бюджет тотального обнищания граждан. А потому мы голосовали против него.
Резервы в стране есть, нужно лишь принять адекватные меры для наполнения доходной части казны. Прежде эффективно использовать государственную собственность, экономить бюджетные средства на госзакупках (обеспечение прозрачности которых позволило бы пополнить казну еще на 1,5 трлн. рублей), искоренить коррупционные схемы ( только наведение порядка с эффективностью госрасходов дало бы экономию в 800 млрд. рублей), усилить контроль на таможне ( еще дополнительно 2,5 трлн. рублей в бюджет), а главное поддержать реальный сектор экономики, откорректировав налоговую, а также финансовую политику.
Целый блок инициатив СР направлен на снижение налогового бремени для малого предпринимательства и поддержку реального сектора экономики. Что-то реализовывается?
Очень сложно. Мы над этим работаем системно, из года в год. В нынешних условиях санкций, стремительного падения курса рубля создание условий для развития промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса – вопрос суверенитета и выживания страны. Требуется введение субсидированной процентной ставки по кредиту для промышленности, субсидирование лизинга техники и оборудования, снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, налогов на недвижимость и землю, введение налоговых каникул для малых предприятий, "умного" НДС по регионам и группам товаров, прогрессивной шкалы НДФЛ, перенос сырьевых налогов с внутренних поставок на внешние, упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности, обеспечение государством инвестиций в производство и сельское хозяйство, ограничение роста кадастровой стоимости земли, бесплатное предоставления одного гектара земли для всех желающих работать на ней и многое др.
К мерам поддержки экономики страны постоянно призывает и президент России. Что-то с большим трудом принимается. Однако правительство и Думское большинство зачастую делают все, чтобы реальный сектор и бизнес не могли развиваться.
Приведу свежие примеры. Наша фракция недавно предложила ввести мораторий на период кризиса на сборы для большегрузов за пользование дорогами федерального значения, однако единороссы в Думе отклонили законопроект.
На днях наша фракция внесла два законопроекта, направленных на создание благоприятных налоговых условий для малого бизнеса: "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения параметров, установленных для применения упрощенной системы налогообложения) и "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения). Эти актуальнейшие инициативы также были отклонены. Я лично был в числе их авторов и выступал по этому поводу в Государственной Думе.
Я объяснял необходимость увеличения доходной части для субъектов, применяющих упрощённую систему налогообложения, с 60 миллионов до 120 миллионов. Правительство до настоящего момента не внесло в Государственную Думу ни одного законопроекта, который бы стимулировал объекты малого предпринимательства, в том числе применяющего упрощённую систему налогообложения для своего развития. Я сказал, что мы должны сделать так, чтобы наши малые предприятия вносили гораздо больший вклад в экономику. Что доходы от упрощённой системы идут в региональные бюджеты. Так, бюджет Краснодарского края на 40-45% сформирован из НДФЛ и практически 10-12% – из налогов, которые даёт малый бизнес. Дело в том, что предприятия, применяющие упрощённое налогообложение, платят с оборота. Сегодня курс доллара вырос в два с половиной раза. Если раньше предприниматель реализовывал метр кабеля за 300 рублей, то теперь за 700, соответственно у него повысились обороты и в итоге он должен будет выйти из системы упрощённого налогообложения. Многим это невыгодно. Мы обязаны поддержать малый бизнес в кризис и сделать его опорой экономики.
У нашей страны, у нашего края есть все фундаментальные факторы, чтобы выйти на устойчивый экономический рост. Это и природные богатства, и позиция главы государства, а главное – умение и желание людей работать на процветание Родины. И мы, депутаты Государственной Думы, обязаны сделать все для создания условий этого процветания.