Домсовет: почему проезд на общественном транспорте дорожает бешеными темпами
14 марта 2019
Из разных регионов страны приходят новости о резком подорожании проезда на общественном наземном транспорте. Где-то проезд подорожал сразу в два раза! И это связано не только с повышением НДС или подорожанием бензина. "Домовой совет" провел свое расследование, чтобы разобраться в причинах. В статье приводится пример и краевой столицы.
На Юге России минувшей зимой жители были просто ошарашены повышением стоимости проезда на 70%: с 35 до 58 рублей. Это произошло на маршруте от станицы Старокорсунской до Краснодара. Для местных жителей, которые зарабатывают по 10-20 тысяч рублей в месяц, это огромные деньги. Жители провели акцию, перекрыв движение на шоссе, но ничего этим не добились. Одного из митингующих – Алексея Никитина – оштрафовали на 10 тысяч рублей и посадили на пять суток. С просьбой о помощи мужчина обратился в местное отделение "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".
Как оказалось, с декабря 2018 года город отменил на этом участке муниципальный транспорт и отдал маршрут частнику, который установил выгодный для себя тариф. Раньше 15 рублей с каждого билета доплачивал муниципалитет, теперь маршрут не дотируется. В то же время подорожал бензин. Два фактора дали такой резкий рост.
Председатель местного отделения СР в городе Краснодаре Николай Жогалев считает, что, если бы мэрия хотела, она бы как прежде дотировала перевозки.
"Мы написали письмо в городскую администрацию с просьбой прислушаться к жителям, – рассказывает Николай Жогалев, – но там полная броня. Теперь мы ждем ответа на наше письмо от губернатора Вениамина Кондратьева. Также планируем поднять вопрос на заседании Совета по транспорту при администрации города. Наша позиция – если перевозчик идет на неприбыльный маршрут, администрация должна его дотировать, а не разорять жителей".
Похоже, чиновников не волнуют проблемы жителей станицы Старокорсунской. Они пояснили, что все маршруты, где будут заканчиваться договоры с перевозчиками и заключаться новые, и в Краснодаре, и во всем крае, будут постепенно переводиться на нерегулируемый тариф, так предписывает закон.
Что изменилось в законодательстве?
Краснодарские чиновники говорят о ФЗ №220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он вступил в силу в 2016 году. Цель закона – на федеральном уровне определить обязанности региональных властей в сфере организации перевозок. Инициатива – благая, навести порядок. Но есть и побочный эффект. Этот закон ввел две формы допуска перевозчиков: по регулируемым тарифам через заключение муниципального контракта и по нерегулируемым тарифам по итогам открытого конкурса. Закон дает право коммерческим перевозчикам, действующим на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, самостоятельно устанавливать или менять тарифы. Закон даже не содержит каких-либо требований по обоснованию, порядку установления, информированию пассажиров об изменении нерегулируемого тарифа.
На долю автомобильного и городского наземного электрического транспорта сегодня приходится 76% от пассажиропотока на всех видах транспорта. По данным Минтранса, сегодня убыточными являются порядка 60% предприятий общественного транспорта и 80% – организаций городского электрического транспорта.
Что теперь будет происходить? Если где-то сейчас действует маршрут, то в течение пяти лет, как только договор между муниципалитетом и перевозчиком закончится, администрация может заключить договор с коммерческим перевозчиком. А такой перевозчик будет возить людей по нерегулируемому тарифу, который не дотируется из бюджета. В ближайшее время известия о резком повышении платы за проезд на автомобильном и электрическом транспорте будут поступать постоянно.
Опыт западных стран
Во всем мире власти понимают, что общественный транспорт выполняет социальную роль и его нужно дотировать. Самоокупаемым он быть не может. В Германии на эти цели идет 50% поступлений налога на топливо. В Норвегии на эти цели идет плата за пользование дорогами и за выбросы. Во Франции – 40% налога на транспорт.
В Германии только 62% расходов на транспорт покрывает оплата проезда, остальное идет из государственного и муниципального бюджетов. Во Франции – только 43%, в Швеции – 40%, а в Нидерландах – всего 22%, остальное за счет бюджета. Почему в нашей стране решили все повесить на граждан?
Развивать транспорт с помощью дотаций – дешевле, чем компенсировать потери от неразвитого транспорта, повышая расходы на последствия аварий. Когда по городу ходит комфортный и доступный по цене общественный транспорт, это стимулирует людей отказаться от автомобиля. Уменьшаются пробки, изношенность дорог, улучшается экология и прочее.
Всему миру известно, что хорошая транспортная система почти никогда не окупается. Чтобы транспорт развивался, а по городу не ездили автобусы-вонючки советских времен, плата должна быть очень высокая. И если правительство хочет развития, оно должно понимать, что в эту сферу нужно делать денежные вливания. Перекладывать обязанность развития транспорта на кошелек россиянина – тоже неверно, учитывая низкий уровень доходов и жизни в нашей стране.
Полный текст статьи можно прочитать здесь