Автомобилям с армянскими номерами в России рекомендован гаражный режим до 2023 года?
19 марта 2021
В 2015 году Армения вступила в ЕАЭС, он же Таможенный союз, который стал, вроде как, единым пространством с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и, конечно, Россией. От такого союза братских стран 6 лет назад граждане нашей страны получили своеобразный бонус: недорогие и качественные иномарки.
Так как своих автомобилей страна не производит, в Армении были лояльные условия на растаможку, а после вступления в ЕАЭС начинали действовать переходные тарифы на, так называемую, "таможенную очистку" импортного товара. Кроме того, в Армении нет транспортного налога, а вместо него существует небольшой налог на имущество. К тому же, неплательщика в другой стране преследовать не будут. Еще один сомнительный плюс – уже для "гонщиков" регистрационные номера братской республики не читаются нашими комплексами фотовидеофиксации нарушений.
Однако с 2020 года все изменилось, "кареты Золушки" в виде дешевых автомобилей с армянскими номерами превратились в тыквы: их владельцев останавливают сотрудники ГИБДД, машины отправляются на штрафстоянки, а решение проблемы стоит сотни тысяч рублей. Почему такие авто стали обузой, кто виноват и что делать?
В 2020 году был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, который, как говорится, закрыл лавочку: Армения начала применять в отношении транспортных средств ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ЕАЭС. Покупать там машины стало невыгодно, и тема затихла сама собой. Чего нельзя сказать об армии армянских иномарок, ввезенных в Россию раньше. Здесь все, напротив, накалилось до предела. ГИБДД в полном соответствии с законом стала тормозить машины с номерами "АМ": если за рулем находился не гражданин братской республики, в соответствии с частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ выписывали на водителя штраф за отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов. В отдельных случаях полицейские также отправляли авто на штрафстоянку, что позволяет делать эта статья административного кодекса.
Подобная ситуация сложилась и в Казахстане. Там проблему решили просто: все армянские автомобили можно поставить на временный учет всего за 11 тысяч тенге – порядка 2 тысяч рублей, получить регистрационный номер государственного образца, но желтого цвета. Кроме того, такую машину можно продать только обратно в Республику Армению. Таким образом сразу сняли вопрос с оплатой транспортного налога, а кроме того, системы фиксации нарушений стали "видеть" эти машины. По сути, в Казахстане очень эффективно, быстро и без существенных затрат для граждан ввели в правовое поле порядка 22 тысяч машин с армянскими номерами и не ущемили права их владельцев. У нас проблема глобальнее, но и опыт Казахстана вполне применим. Главное при решении этой задачи поставить во главу угла интересы наших граждан, которые не по своей воле оказались в трудном положении.
Есть еще один выход из затруднительного автомобильного положения это фактор 2023 года, когда все товары Армении автоматически станут товарами Таможенного союза, что позволит зарегистрировать машины в России без растаможки, которая сегодня равняется стоимости самого авто. Ждать долго, но – бесплатно.
Краснодарский край один из регионов России, где вопрос "армянских номеров" является наиболее актуальным. Только в столице Кубани таких автомобилей насчитывается больше 4х тысяч.
Свое видение проблемы и ее решений рассказал депутат ЗСК от социалистической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, председатель Совета реготделения партии Денис Хмелевской: "Мне абсолютно понятна позиция людей, которые выступают против предложения пойти по пути Казахстана в вопросе решения проблемы машин с армянскими номерами. "Не секрет, что немало оборотистых граждан воспользовались лазейками в законах и неповоротливостью бюрократического аппарата для личного обогащения. Но в данном случае я предлагаю вспомнить высказывание императрицы Екатерины II: "Лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного". Очень много людей поехали за машинами в Армению с последними деньгами. А нередко и с кредитными. Для них машина – единственный способ заработка. И, на мой взгляд, совершенно недопустимо их ущемлять. Но даже в случае принятия казахского пути я не стал бы ставить точку в этой истории. Необходимо найти виновных в том, что эта ситуация вообще стала возможной. Ведь имеется масса официальных ответов и разъяснений государственных органов, где черным по белому сказано, что никаких ограничений для машин с армянскими номерами в России нет. А потом эти же чиновники очень быстро, что называется, "переобулись" и заняли совершенно противоположную позицию. Но ведь к тому времени у нас уже были сотни тысяч пострадавших. Что это: безответственность, некомпетентность, умысел ответственных лиц? В этом должны разобраться компетентные органы и дать ответ, потому что только жесткая реакция на подобные кульбиты является гарантией, что такая проблема не возникнет снова".
(По материалам газеты "Кубанские новости")